Адам Грант «Брать или отдавать?»

«Каждый человек должен сам решить,
жить ему в свете созидательного альтруизма
или во тьме разрушительного эгоизма».
Мартин Лютер Кинг-младший

Мнение 1. «Если я о себе не позабочусь, обо мне не позаботиться никто. Нужно делать только то, что интересно и выгодно мне».

Мнение 2. «Принимая решения, необходимо учитывать мнения и пожелания окружающих. Ради помощи людям, можно даже поступиться своими интересами».

А какое мнение ближе вам?

Адам Грант — профессор Уортонской школы бизнеса, входящий в топ-40 наиболее молодых профессоров мира, уверен, что по стилю поведения все люди делятся на «берущих» и «дающих». Особенности каждого типа, их сильные и слабые стороны он описал в книге «Брать или отдавать?».

Кто есть кто?

У берущих желание брать превалирует над желанием отдавать. Свои интересы они всегда ставят выше потребностей других людей. Они поступают так, как выгодно только им, не принимая во внимание мнение и пожелания окружающих. Берущие оценивают людей с точки зрения пользы, которую они могут принести или не принести в будущем. Берущие уверены, что добиться успеха может лишь тот, кто лучше (сильнее, умнее, проворнее и т. д.) остальных. У берущих отличная деловая хватка и, как правило, из них получаются хорошие бизнесмены и политики.

Дающие готовы поступиться своими интересами, ради интересов других людей. Предлагая помощь, они не надеются получить что-то взамен. Они умеют помогать бескорыстно. Они — альтруисты, и потому отдают больше, чем получают. Из них выходят отличные учителя и наставники. Хотя и другие сферы жизни им тоже подвластны.

Помимо берущих и дающих есть еще и третья категория людей — обменивающие. Это люди, живущие по принципу: «Ты мне — я тебе». Выполнив чью-то просьбу, они всегда ждут чего-то взамен. Автор уверен, что в своем большинстве люди относятся именно к этой категории.

Стиль поведения каждого человека нередко зависит от того, с кем он общается. Один и тот же человек может быть «дающим» для близких и «берущим» для бизнес-партнеров или коллег.

Люди могут менять стиль поведения и в зависимости от сложившейся ситуации. Дающий или обменивающий может стать берущим, при жестокой иерархической войне внутри компании. Человек, боясь проиграть более сильным «берущим» коллегам, начинает играть по их правилам.

Иногда люди намеренно притворяются и ведут себя не так, как им бы того хотелось. На работе некоторые дающие «надевают маску» берущих, боясь показаться слабыми или наивными. Или наоборот, берущие маскируются под дающих, дабы выглядеть в глазах окружающих более толерантными и привлекательными.

Краткое содержание

В первой половине книги Адам Грант раскрывает секреты успеха дающих. Он рассказывает, каким образом им удается достигать высот в разных сферах жизни. Один из секретов — умение выстраивать обширную и долговечную сеть контактов. «Чем большим альтруистом вы являетесь в своих отношениях, тем большую пользу извлекаете из своих связей и отношений», — соглашается автор с Ридом Хофманом, основателем сети LinkedIn.

Адам Грант подсказывает, как отличить дающих от берущих. Он уверен, что благодаря современным средствам информации и в особенности социальным сетям сделать это по силам каждому. Обращать внимание следует не только на поступки, но и на внешность и слова. Умение определять сущность человека — навык, способный принести неплохие дивиденды.

Во второй половине книги автор пишет о недостатках бескорыстного стиля поведения и подсказывает, как от них избавляться.

Вся теоретическая часть рассматриватся на примерах конкретных людей. Адам Грант описывает их стиль поведения, поясняя, что именно послужило причиной успеха или неудачи. Он поясняет, каким образом стиль поведения одного конкретного человека способен повлиять на жизнь окружающих его людей.

Что лучше?

Какой стиль поведения более правильный? Однозначного ответа быть не может. Согласно статистике наименее успешными в бизнесе и карьере являются дающие. Но фокус заключается в том, что они же являются и наиболее успешными. Аналогичная ситуация складывается и на политическом поприще. Наименее и наиболее популярными также становятся дающие. А берущие и обменивающие находятся посерединке.

Успех берущих менее предсказуем. У них бывают особенно яркие победы, но и не менее яркие поражения. Они рискуют чаще дающих, и их ставки зачастую гораздо выше. Любой проигрыш берущие переживают тяжелее дающих. Им сложно признавать свою неправоту, ведь они стремятся не упасть лицом в грязь, создавая о себе мнение умных и талантливых. Берущим невероятно важно признание.

На 3 категории, согласно стилю поведения, людей поделил еще римский император Марк Аврелий. «…Бывают люди, которые всегда готовы услужить, почти невольно, по одному влечению сердца … Они просто делают что-то еще. Нам должно следовать их примеру», — говорил он о тех, кого сегодня мы называем дающими. 

Кем же быть: берущим или дающим? Каждый должен определиться сам, а книга Адама Гранта «Брать или отдавать» поможет сделать осознанный выбор.

Подпишитесь на нашу RSS-ленту


Написать комментарий