Делегирование полномочий: за и против

Понятие делегирования полномочий знакомо, наверное, каждому руководителю. Под делегированием понимается передача подчиненному части задач руководителя. При этом мало просто поручить и проконтролировать выполнение задачи. Это не делегирование. Важно передать задачу полностью, вместе с правами самостоятельного принятия решений и ответственностью за результаты.

Делегирование полномочий – один из эффективных способов освободить рабочее время руководителя от рутинных задач для выполнения действительно важных «начальственных» дел, таких, например, как планирование развития отдела и др. Перекладывая ответственность на сотрудника, вы отчасти освобождаете и его время. Теперь сотрудник будет вынужден принимать решения самостоятельно, а не бегать к вам за советом каждый час.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки делегирования полномочий. Начнем с позитива.

«За»: плюсы делегирования

  1. Делегирование — довольно действенный способ мотивации. Доверяя сотруднику выполнение работы начальника, вы подстегивает его к ответственности и увеличению производительности.
  2. Делегирование — отличный метод повышения квалификации подчиненных. Выполнение незнакомой работы стимулирует сотрудника к освоению новой сферы деятельности.
  3. Делегирование — это экономия средств компании. Передавая работу подчиненному, зарплата которого ниже вашей, вы тем самым помогаете компании сокращать расходы.
  4. Делегирование — это прекрасный способ ускорения определенных процессов. Руководитель не может и не обязан разбираться во всем. Наверняка есть дела, в которых подчиненные разбираются лучше, чем руководитель. Задачи такого рода логично передавать подчиненным.
  5. Делегирование — это хороший шанс сконцентрироваться на более важных и сложных задачах. Переложив всю рутинную работу на плечи подчиненных, руководитель освобождает время для решения стратегически важных вопросов и реализации первостепенных проектов.

Обратную сторону медали никто не отменял. Делегирование полномочий имеет и свои недостатки.

«Против»: минусы делегирования

  1. Передавая свои обязанности сотрудникам, вы не можете быть уверены в должном качестве выполнения. Поэтому первоочередной задачей делегирования является выбор компетентного специалиста.
  2. Может случиться так, что сотрудник совсем не справится с новыми обязанностями. Поэтому устанавливая срок выполнения задания, не забудьте оставить пару дней на подобный форс-мажор. Это поможет снизить риск срыва сроков.
  3. Ответственность за невыполнение или неверное выполнение задания придется нести руководителю. Естественно, часть ответственности возлагается и на подчиненного, но отчитываться перед вышестоящим руководством следует руководителю, а не его подчиненному. Сотрудник не должен становиться щитом, которым в любой момент можно прикрыться от упреков начальства.
  4. Некоторые руководители панически боятся, что подчиненный выполнит их задачу лучше, чем они сами. А разве это не то, чего вы хотели? Ведь, делегируя полномочия, вы и рассчитываете на качественное выполнение поставленных  задач.

Из вышесказанного можно сделать небольшие выводы и составить перечень ситуаций, в которых делегирование выгодно. Итак, передавать полномочия стоит, когда:

  • ваших знаний для выполнения задачи явно недостаточно;
  • это помогает сэкономить деньги предприятия;
  • это способствует повышению квалификации хотя бы одного из сотрудников;
  • вы хотите избежать выполнения неинтересных вам повседневных обязанностей.

Полномочия передаваемые и не очень…

Далеко не каждую функцию руководителя можно «возложить» на плечи подчиненного. Проанализируем обязанности, которые следует выполнять собственными силами, даже если такая перспектива вызывает далеко не самые приятные чувства.

  1. Генеральное  планирование.
    Даже если разрабатывать генплан вы будете в тесном контакте с руководителями департаментов и подразделений, его утверждение остается вашей прерогативой, ведь именно на вас ложится вся ответственность за выполнение  плана.
  2. Подбор сотрудников и оценка их компетенции.
    Возможно, мнение подчиненных будет полезным при подборе новых сотрудников, но окончательное решение должно остаться за руководителем.
  3. Контрольные  функции.
    Контролировать действия сотрудников – прямая обязанность руководителя. Здесь главное – не перестараться. Задача контроля не должна отнимать всё время, которое удалось «сохранить» в результате делегирования.
  4. Стимулирование и мотивация.
    Поощрять и отчитывать подчиненных руководитель должен самостоятельно. В этом вопросе важно помнить, что каждый человек индивидуален, и если один после «разгона» начнет работать продуктивней, то другой даже после недоброго взгляда может выйти из строя на ближайшие два часа.
  5. Задачи, связанные с конфиденциальной информацией.
    Не следует делиться с подчиненными личными или строго конфиденциальными производственными данными, тайная информация должна оставаться тайной.

Правила грамотного делегирования

Разберемся, каким образом стоит делегировать свои полномочия. Ошарашивать сотрудника в лоб: «С сегодняшнего дня к вашим обязанностям добавляется то-то и то-то»? Или же сообщать обо всем более деликатно?

  • Очень важно грамотно и четко сформулировать задачу, чтобы сотрудник сразу понял, что от него требуется. Можно попросить сотрудника описать своими словами поставленную задачу. Такая обратная связь позволит быть уверенным, что подчиненный правильно вас понял.
  • Продумайте возможные способы мотивации подчиненных, которым вы делегируете свои задачи. Помните, что только заинтересованный сотрудник выполнит задание на пять с плюсом.
  • Четко оговорите вопросы, которые можете решать только вы, и проясните степень ответственности, которая возлагается на подчиненного.
  • Составьте четкий график контроля. Придерживайтесь его и не контролируйте сотрудников сверх установленных сроков.

Данная статья – всего лишь краткое руководство к действию, в ней изложены только основы делегирования. Используйте полученную информацию как стартовую для того, чтобы научиться делегировать свои задачи подчиненным, освобождая свое время для действительно важных для вас дел.

Подпишитесь на нашу RSS-ленту


Комментарии

  1. kan:

    Как раз недавно прочитал книжку про делегирование полномочий Д. Дженетт «Искусство делегирования». Вторым пунктом нужно указать срок работы над проектом. Практика подтверждает его значимость. В остальном рекомендации схожие ;)

Написать комментарий