В начале учебного года мама покупает ребенку-школьнику настенное расписание с изображением его любимого актера или исполнителя. Вроде бы покупает в качестве подарка, на самом же деле, хочет, чтобы ребенок с детства научился «жить по графику».
В начале календарного года руководитель дарит сотрудникам ежедневники с фирменным логотипом. Казалось бы, хочет поздравить с новогодними праздниками, ан нет, прежде всего, надеется, что подчиненные, воспользуются подарком и займутся планированием, тем самым, начав работать продуктивней.
Каждый, кто интересуется темой саморазвития и личностного роста, просто не может не думать о том, как научиться использовать время с максимальной эффективностью. Мы планируем, экономим, контролируем, используем последние достижения техники (электронные органайзеры, карманные компьютеры), но время так и остается ресурсом, подчинить который мы не в состоянии.
Что же мы делаем неверно? Что следует изменить, чтобы жить стало проще? А изменить, скорее всего, необходимо наше представление о времени — об этом наиболее ценном и невосполнимом ресурсе. Для этого следует развеять основные заблуждения, связанные с тайм-менеджментом.
Заблуждение № 1. Тайм-менеджмент — это управление и тотальный контроль над временем.
Нет. Управлять временем в прямом значении этой фразы невозможно. За временем можно следить, под него можно подстраиваться, его можно экономить, но управлять им нельзя. Время неподвластно человеку и с этим стоит смириться. Мы можем контролировать деньги, людей, свое здоровье, материальные ресурсы — многое, но только не время.
Единственное, что нам по силам — признать ограниченность времени и смириться с тем, что его течение необратимо. Ну и конечно же, научиться жить, учитывая эти 2 временные особенности.
Заблуждение 2. Время неосязаемо.
Можно вставать утром в одно и то же время, можно примерно знать, сколько времени уходит на то или иное занятие, но потрогать время, подержать его или отложить на потом нереально. Это факт. Из-за этого у нас не выходит воспринимать время реалистично: «Раз мы его не видим и не ощущаем тактильно, значит его нет», — твердит наш разум. Но время есть, оно вполне осязаемо и его можно чувствовать. Вспомните животных, которые точно знают, когда им нужно добывать пищу, а когда можно пообщаться с себе подобными или поспать. У них нет часов, им неведомо само понятие времени, но при этом оно прекрасно все успевают — без ежедневников и расписаний.
Самое сложное, это понять, что невидимое может быть ограниченным. Да, мы с детства твердо знаем, что в сутках 24 часа, но вот принять это осознанно бывает довольно непросто. Нам вечно кажется, что если сегодня мы что-то не успеваем, то всегда можем перенести это на завтра — ведь завтра времени будет больше. На самом деле, ни завтра, ни послезавтра, ни через год времени больше не станет. В сутках как было, так и останется ровно 24 часа. Очень важно не заниматься самообманом и принять это как данность.
Представьте, что ваш день — это чемодан, а ваши дела — это вещи, которые следует в него уместить. Что вы будете делать, если часть вещей не поместится? Верно, оставите в чемодане лишь самое нужное, остальное либо оставите дома, либо переложите в другой чемодан. Точно так следует поступать и с делами: выполнять лишь самые приоритетные, остальные либо переносить на другой день, либо (если они не принесут особой пользы) вообще не выполнять.
Заблуждение 3. Хочешь добиться успеха — выполняй все быстро и эффективно.
День забит делами до отказа. Собрания, переговоры, встречи, телефонные звонки, письма.... И где-то между всем этим обед, съеденный без малейшего удовольствия и чаще всего на бегу. Знакомо?
Вы пытаетесь успеть за один день как можно больше, из-за этого вам часто приходится жертвовать качеством в пользу количества. Вы успеваете составить несколько отчетов, но все они сделаны «на скорую руку» и потому содержат неточности. Вы успеваете провести пару встреч за день, но из-за спешки они выходят «скомканными» и не приносят никакого результата. В результате, к концу дня сделано много, а толку ноль. К тому же на действительно важные дела (посещение врача, общение с детьми и т. д.) времени-то и не нашлось.
В дополнение, выполняя большое количество дел без передышки, вы не успеваете почувствовать удовлетворение от сделанного. А вот усталость приходит гораздо раньше, чем следовало бы.
Нужно привыкнуть к тому, что дневное время ограничено и не растянется, как бы вам этого не хотелось. А значит, нужно поместить в него только те дела, выполнение которых действительно принесет пользу. От остальных же нужно просто отказаться.
Заблуждение 4. Составление списков — обязательное условие тайм-менеджмента.
От составления списков дел можно вообще отказаться. Вместо этого можно записать лишь перечень направлений, по которым вы планируете работать. Почему?
- Потому что, просматривая список, мы всегда начинаем выполнять дела сверху вниз, т. е. то, что записано выше — выполняем в первую очередь, а то, что ниже — в последнюю. Переделать за один день все то, что зафиксировано в списке, мы не успеваем, а потому переносим оставшиеся дела на завтра. И так изо дня в день. В результате, задачи, которые записаны в конце, так и остаются невыполненными. А ведь не исключено, что среди них могло прятаться что-то очень важное.
- Потому что жизнь постоянно меняется, а значит и в список придется регулярно вносить изменения. Чтобы успевать, следует быть гибким, а имея под рукой список, в котором четко прописано, что и как долго следует выполнять, это довольно сложно.
- Потому что мы чаще всего неверно оцениваем свои возможности. Например, задача, которая по нашему мнению должна занять час, может занять от 45 до 75 минут. Ошибка составляет примерно 20%.
Заблуждение 5. Чем больше вы можете держать в голове, тем эффективнее будете использовать время.
Абсолютно нет. Человеческому мозгу чужда многозадачность. Он не способен долго удерживать несколько дел одновременно. Он постоянно переключается с одного дела на другое, а потому тот, кто все держит в голове, обязательно что-нибудь забудет. А если и не забудет, то потратит массу лишнего времени на то, чтобы сосредоточиться на требуемом вопросе. Ученые выяснили, что многозадачность снижает эффективность работы на целых 30%.
Время ограничено: не тратьте его понапрасну, наполните каждый день исключительно важными для вас делами. Удачи!