- TimeStep.ru - -

Детский тайм-менеджмент: 22 шага к счастью (Часть II)

Думаете тайм-менеджмент покоряется только взрослым? Ошибаетесь! Тайм-менеджменту можно обучить даже детей. Более того, тайм-менеджменту нужно обучать именно с детских лет, ведь привычки и навыки, выработанные с детства, приживаются гораздо лучше.

В данной статье мы продолжим рассказывать о том, как правильно знакомить ребенка с тайм-менеджментом. О первых 9-ти шагах можно узнать из предыдущей статьи.

Календарная методика ознакомления ребенка с тайм-менеджментом разработана россиянкой Марией Гуреевой — мамой 5-х детей, которая на собственном опыте убедилась в том, как важно прививать малышам навыки управления временем с самого детства. 

Шаг 10. Борьба с горячими точками

В каждой квартире есть так называемые «горячие точки» — места, в которых грязь и мусор накапливаются ускоренными темпами. Есть такие точки и в детской комнате. Как правило, основными горячими точками в детской являются стол или парта, пол и места под кроватями.

  1. Стол. Стоит положить на стол одну бумажку, как другие не заставят себя ждать. В результате уже к концу дня стол ребенка бывает завален рисунками, обрезками от аппликаций, листами для поделок или рисования и т.п. 
  2. Пол. Редко у какого ребенка пол не усыпан игрушками. Где удобнее всего играть? Правильно, на полу! Паззлы, конструктор, мягкие игрушки, куклы или машинки — на полу можно найти все.
  3. Места под кроватями. Эти места можно отнести к особенно коварным, ведь мусор под ними накапливается незаметно. В понедельник под кровать случайно упала любимая игрушка. Во вторник туда закатилась машинка. Еще через пару дней туда попали книги, которые гораздо быстрее положить под кровать, нежели расставить на этажерке.

Убирать горячие точки проще всего по отдельности. Например, говорите ребенку, что сегодня ему нужно убрать только стол. Для этого берете таймер и засекаете 10-15 минут — именно за этот период ребенку и придется разгрести завалы.

Хитрость! Перед тем как включить таймер, как бы невзначай скажите: «Интересно, много ли можно убрать за 15 минут?». Скорее всего, ребенок постарается доказать, что да, много.

Уборку в горячих точках стоит включать в те списки задач, о которых говорилось в предыдущем шаге.

Шаг 11. Опрятность

Если ребенок не привык искать свои вещи сам, если, раздеваясь, он бросает все в один угол, то самое время приучать его к порядку.

Научите его класть одежду в тематические коробки, о которых говорилось ранее (для бассейна, для садика, для дома и т. д.). Причем вначале, приучите класть в коробки вещи, которые не требуют складывания (носки, колготы), и только потом начинайте обучать не просто рассортировывать вещи по ящичкам, но еще и предварительно их складывать. Как правило, лет с 4-х ребенок уже может сложить свои вещи самостоятельно.

Шаг 12. Разбираемся с игрушками

«Игрушек много не бывает», — считают дети. И потому в комнате каждого ребенка их не счесть. Навести порядок в игрушках помогут все те же тематические коробки. Одну коробку приготовьте для конструктора, другую — для паззлов, третью — для канцтоваров, четвертую — для кукол или машинок, пятую — для небольших фигурок и т. д. Секрет! Не кладите крупные и мелкие игрушки в одну коробку, иначе их будет неудобно доставать. Лучше всего завести отдельную коробку для «крупногабаритных» машин, медведей и кукол. 

Для бумаг заведите с ребенком отдельные папки. Например, в одной папке можно хранить аппликации, в другой — чистые листы и цветную бумагу.

Поясните малышу, что одновременно он может брать игрушки из 1-2-х коробок и только сложив все обратно, он может достать следующую коробку. Таким образом, в комнате почти всегда будет чисто.

Шаг 13. Часы

Вот и настало время «подружить» ребенка с часами. Для начала можно показать малышу песочные часы (если ребенку нет 4-х лет, то начинать знакомство с часов другого типа не рекомендуется). Объяснив принцип их действия можно иногда подменять ими таймер. Например, во время чистки зубов можно засекать время с помощью песочных часов.

Лет с 4-х можно знакомить ребенка с электронными часами или часами со стрелкой. При этом следует обязательно напомнить, сколько часов в сутках и сколько минут в одном часе. 

Пояснив значение часов, приучаем ребенка самостоятельно отслеживать время. Например, для начала пусть запомнит, что утром в 10 часов вы идете гулять или, что вечером в 5 часов по телевизору показывают его любимый мультфильм. Попросите его подсказать, когда настанет время собираться на улицу или включать телевизор.

Не переживайте и не ругайте ребенка, если вначале он будет пропускать нужное время. Ведь идея этого «мероприятия» не в том, чтобы заставить ребенка подсказывать вам, когда и что делать, а в том, чтобы приучить сына или дочку периодически поглядывать на часы. В будущем этот навык им очень пригодится.

На этой же неделе следует рассказать ребенку о палочке-выручалочке под названием «будильник». Покажите, как задать на будильнике нужное время. Выставьте вместе с ребенком несколько сигналов. Например:

Шаг 14. Ритуалы

Вспомните с ребенком все ритуалы, которые он совершает в течение недели. Например, утром и вечеров он умывается и чистит зубы, перед едой он всегда моет руки и т. д. Составьте список всех обязательных ритуалов и повесьте его в детской на видном месте.

Шаг 15. Семейный ритуал

Введите в семье хотя бы один общий ритуал. Это может быть просмотр фильма по воскресеньям, ежедневное чаепитие или ужин, за которым все члены семьи собираются вместе.

Поясните ребенку, что есть мероприятия, пропускать которые нельзя и что семейное чаепитие (ужин, видеопросмотр) являются одним из них. Не забудьте внести семейный ритуал в календарик ребенка.

Шаг 16. Праздничные дни

Расскажите ребенку, что выходные бывают не только в субботу или воскресенье, но и среди недели, если день является официальным праздником. Отметьте на детском календарике все праздники (можно обвести их красным кружочком, можно нарисовать возле них условный знак или наклеить наклейку).

Шаг 17. Отношения с деньгами

Скорее всего, ребенок уже и так знает о существовании денег. Расскажите, что деньги просто так в семье не появляются, и их обязательно нужно зарабатывать. Поясните, что сумма заработка сильно зависит от того, что знает и умеет человек. Составьте с ребенком список дел (занятий), которые помогают ему развиваться (например, чтение, занятия математикой, изучение иностранного языка и т. д.). Впишите эти дела в календарике, если ранее они туда еще не попали.

Объясните, что малыш тоже может вам помочь зарабатывать, например, он может сам собрать свои вещи и одеться, чтобы у вас было время для работы. 

Шаг 18. Неделя здоровья

Составьте с ребенком календарь здоровья. Внесите в него плановые посещения врачей-специалистов и те посещения больницы, которые уже можно предугадать. Допустим, вы уже знаете, что с мая ребенок пойдет в бассейн, это значит, что примерно за неделю до этого ему придется посетить дерматолога и педиатра для получения справки.

Обозначьте на детском календаре дни посещения больницы или поликлиники, пометьте их красным крестиком.

Шаг 19. Ответственное задание

Поясните малышу, что у каждого в доме есть свои обязанности. Например, папа — зарабатывает деньги, мама — пылесосит и готовит кушать. Вспомните с ребенком максимальное количество обязанностей каждого члена семьи. Потом скажите, что настало время и ему помогать родителям. Помогите малышу выбрать задачу, которая ему по силам, например, вытирать пыль каждые 3 дня. Внесите выбранную задачу в календарик ребенка и пометьте каким-нибудь символом.

Шаг 20. Праздник чистоты

«Чистота — залог здоровья», говорил пингвиненок из советского мультика. А еще это залог хорошего настроения. 

Один раз в месяц (например, каждую первую или последнюю субботу месяца) проводите Праздник чистоты. В этот день запланируйте генеральную уборку во всей квартире. Отметьте данный день в календарике малыше и поясните, что его комнату генеральная уборка тоже не должна обходить стороной.

Шаг 21. Взрослый подарок

Наконец, настало время подарить ребенку первый ежедневник. В идеале выбирать его нужно вместе с малышом, ведь очень важно, чтобы ему новое приобретение понравилось, в противном случае пользоваться им он вряд ли захочет и сразу после покупки закинет в самый дальний ящик.

Не стоит сразу же по возвращению из магазина заполнять страницы ежедневника делами, дайте малышу время на ознакомление с новой вещицей.

Шаг 22. Финал

На этой неделе настала пора научить ребенка пользоваться ежедневником, приобретенным ранее. Вместе с ребенком перенесите в него дела, которые до этого были записаны в календаре, вклейте листочек с условными обозначениями, внесите на странички для заметок перечни дел, обязанностей, желаний и занятий, которые составляли в предыдущие недели. 

Поясните, что в отличие от календаря, ежедневник позволяет хранить всю важную информацию в одном месте. В конце каждого месяца подводите итоги того, чему малыш научился за этот месяц или чего достиг. 

Все начинается с малого и, конечно же, детский тайм-менеджмент заметно отличается от взрослого. Но приуменьшать его значимость не стоит, ведь научившись ценить время в детстве, ваш сын или дочка перенесут этот навык во взрослую жизнь.