Время, которого нет

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»

«Я опять не успел составить отчет». «Я вновь опоздала на встречу». «Мне постоянно не хватает времени». Эти фразы близко знакомы большинству современных людей. Почему же мы постоянно что-то не успеваем? Цейтноты, авралы, депрессии... Когда-то эти термины и знали то не все, а сегодня с ними знакомы даже школьники. 

О том, почему и зачем мы спешим, и пойдет речь в этой статье.

Живи быстро или опоздаешь

Темп жизни постоянно растет. С каждым годом люди работают все больше и больше. И если для наших родителей 40-часовая неделя была нормой, то для нас это скорее нонсенс. Работать 8 часов в день 5 дней в неделю — это мечта, а не реальность. Мы уходим на работу рано, приходим поздно, да еще и выходные нередко проводим за работой. Дел настолько много, что мы не успеваем их переделать в официально отведенное время. 

Александр Баранюк — директор одной из российских рекрутинговых компаний — считает, что подобное положение вполне нормально: «Растет конкуренция на рынке, растут задачи, поставленные руководством, необходимость постоянно улучшать качество предоставляемых услуг, увеличивать долю компании на рынке», — говорит он. А потому, чтобы не потерять свое место, приходится постоянно наращивать обороты и, следовательно, увеличивать темп.

Результаты одного из опросов, проведенных в США, говорят, что 82% респондентов жалуются на нехватку времени на отдых и личную жизнь. А 61% опрошенных уверены, что чересчур перегружены работой. Так как данный опрос проводится ежегодно, его авторы пришли к выводу, что из года в год количество как перегруженных работой сотрудников, так и тех, у кого работа отнимает все свободное время, увеличивается примерно на 1-2%.

Марианна Сливницкая — исполнительный директор компании Begin Group, HR-консультант и автор нескольких книг посвященных саморазвитию, карьере и кадровым вопросам — говорит, что «темп жизни увеличивается вместе с карьерным ростом». Количество дел у простого служащего и у руководителя примерно одинаково, а вот важность их заметно отличается. И если простой сотрудник что-то не выполнит, это некритично, а вот если со своими обязанностями не справится руководитель, то это может привести к катастрофе (потере доли на рынке, недополучению прибыли или даже к полному банкротству).

Может затормозить?

Социологи уже давно кричат, что темп жизни современного человека противоестественен и нуждается в корректировке. Тема «замедления жизни» в последние годы не менее популярна, чем тема повышения личной эффективности. Например, ей посвятили свои книги и статьи американский психолог и социолог Бери Шварц и канадский журналист Карл Оноре.

Несколько лет назад один американский психолог выпустил статью, в которой советовал читателям перенимать опыт испанцев, греков, латиноамериканцев и прочих народов, устраивающих себе ежедневную сиесту — отдых в середине рабочего дня (2-3 часа). Причем заметьте, сиеста для южанина — это не наш обеденный перерыв, который можно действительно посвятить обеду, а можно проигнорировать и провести на рабочем месте. Сиеста — это время, когда страна «вымирает» — люди действительно отдыхают.

Однако советам американского автора так никто и не внял. Более того, не так давно даже сами испанцы предложили отказаться от сиесты в пользу работы.

Кстати, нередко люди и сами пытаются слегка притормозить темп своей жизни, причем делают это довольно нестандартным способом — с помощью больничных. А если говорить еще точнее, то с помощью фиктивных больничных. Чтобы перевести дыхание, заняться решением личных проблем или хоть немного отдохнуть работники покупают больничные листы. Как утверждают опросы, более 35% работающих людей прибегали к подобной передышке хотя бы один раз за последние несколько лет.

Время дефицит или...

Действительно ли время является таким уж «дефицитом»? Неужели, если бы сутки расширили на 2-3 часа, то отстающих и неуспевающих стало бы меньше? Вряд ли. Конечно, иногда лишний час мог бы заметно упростить жизнь, но если бы сутки расширились навсегда, то и новые дела появились бы сами собой.

Хотя, конечно же, стоит признать, что многим не хватает времени из-за неорганизованности, неправильного распределения ресурсов или слабых знаний по тайм-менеджменту.

Куда уходит время?

О том, куда девается время, можно написать очень много. Сейчас мы опишем это лишь вкратце. Итак, наше время забирают:

  • Пустые разговоры. Попросту говоря — болтовню, которая не несет в себе никакой практической пользы.
  • Малоэффективные встречи и собрания. По статистике почти 70% всех собраний не приносят абсолютно никакой пользы, а вот время сотрудников воруют.
  • Неграмотно или нечетко сформулированные задачи. Невнятно поставленная задача тянет за собой целый «поезд» из вопросов и разъяснений.
  • Ненужная отчетность. Отчеты, которые принято составлять внутри некоторых компаний, либо дублируют уже имеющиеся данные либо содержат сведения, не имеющие никакой ценности.

Немало времени теряется из-за отсутствия продуктивного общения внутри компании или рабочей группы, а также из-за банальной лени и откладывании дел «на потом».

Вопрос о том, как жить: быстрее или медленнее уже перешел в разряд «вечных». С одной стороны, каждый может решить эту задачку для себя сам. С другой, всем нам приходится подстраиваться под общество, в котором мы живем, а следовательно, полностью влиять на скорость своей жизни мы не в состоянии. 

В идеале стоит остановиться на золотой середине: не пытаться бежать впереди паровоза, но и не тормозить там, где этого можно избежать. Самый простой способ — овладеть приемами тайм-менеджмента, чтобы по максимуму экономить имеющееся время, и одновременно составлять ежедневный план с обязательным пунктом «отдых, сон, общение с друзьями и близкими». Удачи!

Подпишитесь на нашу RSS-ленту


Комментарии

  1. Алексей Рыжков:

    Интересная статистика. С точки зрения компании это даёт снижение затрат на оплату труда. Но если всмотреться внимательно, то смена деятельности убивает эффективность (вспоминаем Генри Форда). Далее идёт «сдергивание» исполнителя на другие задачи.

    После этого вспоминаем, что перегруженный уставщий человек вряд ли сделает всё хорошо и удет доброжелательным к клиенту/коллеге.

    Совершенно согласен по лишним отчётам и общие (не фокусные) встречи как утечка времени. Правда в том, то условия меняются и лишнее становится нужным, как и наоборот.

    Пишите дальше, было интересно.

    С наилучшими, Алексей Рыжков

Написать комментарий


× Нравится наш сайт?
Нажмите кнопку «Мне нравится» (Like), чтобы присоединиться к нам на Facebook